Казачий Миръ

Перейти вниз
Admin
Admin
Сообщения : 289
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 61
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
Посмотреть профильhttps://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

ПОЗАБЫТОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО ИЛИ МЕЩЕРЯКИ В СЛУЖЕНИИ КАЗАЧЕСТВУ Empty ПОЗАБЫТОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО ИЛИ МЕЩЕРЯКИ В СЛУЖЕНИИ КАЗАЧЕСТВУ

в Чт 5 Сен 2019 - 20:24
ЗАБЫТОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО ИЛИ МЕЩЕРЯКИ В СЛУЖЕНИИ КАЗАЧЕСТВУ
Понедельник, 18 Февраля 2008 г. 15:32 + в цитатник
Под таким заглавием скоро увидит свет новая книга А. Азаренкова (Мещерякова). Она включает 11 глав.

В первой главе будет кратко рассказано:

Кто такой народ мещёра. Кто такие мещеряки. Происхождение народа …от маджар, …от мадьяр, …от башкир, …от татар, …от русских, …от угров, …от гунн, …от половцев-куман, …от казаков-черкас. Где обитали их предки? На каком языке говорили? Древней мещёре известны руны. Мещёра сколок мадьярского племени. Местожительство мещеряков. Мещера-мещеряки на картах и в названиях. Подгруппы мещеряков.

В данном исследовании представлен весь материал, что удалось обнаружить, в доступной автору литературе, об этногенезе1 мещеряков: публикации, научные работы, рефераты, работы историков, в том числе историков казачества, личные архивы и письма читателей. Но в первую очередь это фонды Государственного Архива Российской Федерации, Государственной Исторической Библиотеки и Российской Государственной Библиотеки в Москве.

Так как сведения даются из различных источников, то и отношение к народу мещерякам у известных авторов, естественно, различное. К примеру, некоторые татарские авторы не признают определение "мещеряк", а называют, по-своему, "мишарь", но всё равно, по большому счёту, весь народ мещеряков "перетягивают" к себе… Но, надо тотчас себе заметить, что мещеряки не татары. И не русские (если мы понимаем под этим определением, прежде всего славян). Вчитайтесь в ниже опубликованные записи и сделайте свои выводы сами. А история мещеряков очень интересна и насыщена почти преестественными событиями.

Автор постарался уловить и показать всякую мелкую подробность, как говорили римляне "без гнева и пристрастия", чтоб привлечь внимание к этому, почти не исследованному предмету, и сделать его достоянием будущих специалистов-историков, либо краеведов-любителей или других заинтересовавшихся лиц, которые уже и произведут на этом основании тот или другой вывод. То есть, чтобы возможно новые исследователи доработали тему о забвенных казаках-мещеряках или дополнили мою - новыми сведениями.

В работе собраны реальные, зафиксированные события (Qui nimium probat, mihil probat)2 и дана начальная, почти не переработанная информация. Ведь только там, где факты, в нашем случае частично, составлены и освещены, мы можем дойти до некоторых исторических обобщений, можем подметить общий ход того или другого исторического процесса, можем даже на основании ряда частных суммирований сделать смелую попытку связать, - а так оно и есть, - историю мещеряков с казачеством. Дать её хронологическое изображение с той последовательностью, в какой развивались основные, действительные и вполне реальные события исторической жизни народа мещеряков. Но далее такой схемы, то есть изложения всех известных в письменных источниках фрагментов, практически без своих комментариев, автор идти не может и не идёт.

Общеизвестные, заезженные исторические факты здесь опускаются, и акцентный упор делается на материалы и свидетельные печатные документы, обхожие вниманием. К примеру: баскаки имели несколько отличное объяснение у русских исследователей и зарубежных — от советских, которые подходили с навязанных им, классовых позиций. "Сначала для сбора дани татары посылали мусульман из Хорезма, но потом заменили их [на "своих", местных], поскольку тех ненавидели"3. Баскаками стали называться атаманы, у которых имелись свои отряды, состоящие из хасал косак – к такому выводу пришли дореволюционные книжники. Само слово "баскак" перешло от половцев, а те взяли монгольское определение "таньманчи", что означило хранителя печати.

Для удобства читателей и для передачи хотя бы частично, духа того времени, через тексты, все цитаты (выдержки, отдельные слова) из документа, рассмотрению которого посвящена соответствующая страничка, выделены кавычками или реже – другим шрифтом. Мои примечания, естественно – квадратными скобками. При приведении извлечений из текстов или в правописании слов, выделенных из контекста, где это возможно, соблюдены правила старорусского языка (синтаксис книжного славянского языка), современной церковно-славянской грамматики или дореформенного (так называемого дореволюционного) русского языка.

Как хорошо написано Валентином Мантулиным ("Песенник Российского воина". США, 1970 г., Двухтомник):

"Сборник создаётся по исконно-российскому правописанию не только, что оно символизирует величие Империи и благолепие Церкви, а ещё и потому, что т. н. новая орфография противоречит духу русского языка, как грамматически и фонетически, так и в отношении художественном". Мне, к сожалению, в таком полном указанном варианте написать работу не удаётся…

Некоторые слова и предложения из выписок, на которые хотел бы обратить внимание автор, даются курсивом или жирным шрифтом. А что бы читателю воспринималось написанное без утомления, в работе использованы различные литературные жанры (или стили) от академического слога до языка статьи.

При цитировании источников XVIII – XIX вв. используются, по возможности, правила и орфография того времени. Более ранние источники4 даны, в общем, современным гражданским шрифтом и старым стилем. За исключением некоторых речевых оборотов, слов букв, - и приближено факсимильно. Сокращённые написания с титлом, поздними авторами, расшифровываются, выносные буквы вставлены в строку, и, по техническим причинам, мы увидим переносы.

Новояз, поправка или частичное исправление перепечатанного текста автором не приветствуется… Поэтому можно встретить в извлечениях к примеру: "Гильом Рубрук"; "Рубрукус" или "Вильгельм де Рубрук"; "Виллем Рубрук" – всё один человек, но имя взято из различных письменных текстов. Это Фламандский монах и путешественник. А как только не пишется касимовский хан Шах-Али — Шигалей, и кем он только не был! Так же предстоят дела с арабскими авторами и т. п. И названиями народов…

Словами Цицерона: "Ex ipso fonte bibere" – пить из самого источника, то есть обращаюсь к первоисточнику. Ведь тот, кто обращается к старинному, может открыть новое, как это не парадоксально звучит. Так и здесь. Говорится: "За что купил, за то и продаю", или как писали в старину: «якоже слышах, тако и напесах».

По возможности сохраняется специфика правописания, где слова "великий князь", "боярин", "князь", "дворяне", "посол", "сотник", "митрополит", "атаман" и т. д., по орфографии тех лет писались с большой буквы. Также с большой буквы писались и печатались тогда имена народов и племена: Мещёра, Казаки, Русские, Муромцы, Татары и т. д. Но в ещё ранних изданиях, собственные имена и собственные географические имена не выделялись написанием с большой буквы, (только в Киево-Печерских изданиях с XVII и до конца XIX века указанные слова писались с большой буквы). После малой точки, равняющейся точке с запятой в русском языке, начальное слово предложения писалось с малой буквы. Отсюда, есть иногда, путаница….

На первом этапе работы информация собиралась не для публикации, а так сказать "себе в блокнот", и ссылки на источники не было обходимости указывать. Поэтому теперь, к большому сожалению, не везде в приводимых выписках они имеются.

Известно, что предисловия обычно не пользуются большой популярностью, особенно длинные, потому заканчиваю выпиской из "Отечественных записок" (1870 г., № 1 стр. 119, 167): "…историк имеет столь же прочную почву, как естествоиспытатель: наблюдение, сравнение наблюдений, заключение по наведению, заключение по аналогии, гипотеза, проверенная фактами. Самые свидетельства получают в глазах историка гораздо более цены как предметы наблюдения, чем как свидетельства. То, что свидетель выдаёт невольно в языке, в привычках мысли, в частной жизненной опытности и жизненной обстановки, в веровании и в знании, несравненно важнее, чем то, о чём он намеренно передаёт современникам и потомству".

…Отсюда и пошли на Дону фамилии: Грековых – от греков, Татариновых – от татар, <…> Калмыковых от калмыков, Мещеряковых – от мещерских татар5…

Из "Истории Войска Донского".

Что нынешние казаки знают о мещеряках? Первое, что приходит на память, это, конечно, Матвей Мещеряк6, сподвижник Ермака. После гибели атамана именно он возглавил отряды. Во времена Степана Разина, соучаствовал тамбовский казачий атаман Мещеряков. В гражданскую войну действовал лихой корнет Мещеряков7. Или, к примеру, кавалер Военного креста Английского Короля - есаул Виктор Мещеряков, окончивший в своё время Оренбургское Казачье Училище. Кто-то прибавит сюда киношного Валерку Мещерякова из "Неуловимых мстителей". На этом, пожалуй, и всё. Лишь Оренбургские казаки, да возможно Уральцы, что-нибудь припомнят более или менее из истории своего Войска. Яикские или Уральские казаки имели, к примеру, фамилии: Мещеряков, Мещереков, Мещаряков, Мещеряк, Шацкой, Мажарцов, Тамила Касимовец, Андрей Дементьев Касимовец и другие по нашей теме8. Впрочем, в других казачьих войсках, мещеряки так же присутствовали. "Линейное сибирское казачество формировали городские сибирские казаки, мещеряки…" – сообщает Александр Алексеенко9.

Что же это за люди такие, мещеряки? И куда они подевались?

В личном Казачьем Архиве автора собралось достаточно много благонадежного, т. е. заслуживающего доверия, издательского материала на эту тему, и я готов поделиться информацией, которая будет интересна не только казакам или людям, занимающимся историей казачества, но и просто полезной и любопытной.

О происхождении самого народа-воинов мещеряков уверенной на все сто процентов, информации, безусловно, нет, и сведения подаются порой совершенно невероятные, но, во всяком случае, из достоверных источников от уважаемых, признанных, авторов. Да, лишь в конце печатной работы мне довелось познакомиться с Интернетом. Я думаю, и та информация здесь будет не лишней.

Доподлинно известно, что в старые времена они, мещеряки, прозывались иначе и известны под другими именами, как у русских, так и других народов. Известно также, откуда они пришли, где проживали в различное историческое время, где и как, зацепились за место, за территорию, оставляя там часть своих соплеменников, и где расселились впоследствии.

Итак, ссылаясь на архивные источники, сведения историков, лингвистов, и т.д. и т.п., можно отметить следующее: "Мещеряки или Мещера, туркофинское или, лучше сказать, отчасти отатарившееся, отчасти обрусевшее финское племя, обитавшее раньше в так называемой Мещерской области" (П. П. Семёнов Тянь-Шанский). Вот и советский этнограф, и археолог Толстов10 вторит почётному члену Петербургской Академии Наук (1873) и главе Русского географического общества: "В лице русской мещеры и татар-мишарей мы имеем остатки одного и того же древнего имени, часть, которой отатарились, - другая же часть обрусела". Не было необходимости в то время скресть русского, чтобы найти татарина и особенно угро-финна. "Основой населения везде являлось финское племя" - утверждает Валишевский, ссылаясь на светила русской истории.

Свежий взгляд, не притупившийся от многократной фиксации и ссылок одних и тех же, уже устоявшихся в наше время "истин", может подчас обнаружить, что тема-то, собственно говоря, отнюдь и не изучена, что в её освящении, историками, много прежде не замечавшихся несообразностей и оставшихся вопросов. Подход к мещерякам "со стороны" казачества или т.н. гунн11, по большому счёту не рассматривался. Автор первоначально выделяет только мещёру-мещеряков и их службу князьям русским и служению государству Российскому, да наиболее достоверные версии о происхождения этого древнего, служилого народа-воинов. Но, в текстах, мне стали попадаться: мещеряки-мажары, мещеряки-татары, мещеряки-русские, и тамбовские, рязанские, пермские, уфимские, оренбургские, казанские, пензенские, темниковские, касимовские и прочие ветви мещеряков. Даже в Москве и Московской области обнаруживаются их следы в названиях. Достаточно внимательно посмотреть на карту.

Мещёрская низменность подходит практически к стенам Кремля, к Болотной площади. Она тянется низиной через Замоскворечье, а остатки Мещёрского леса представлены на территории Москвы одним из крупнейших парков Европы — Измайловским. Кроме того, Сокольники, Кузьминки, Алексеевская роща и Лосиный остров — это тоже Мещёра, самая настоящая. Если посмотреть на нее, например, из космоса — это пятиугольник, в вершинах которого расположены такие города как Москва, Владимир, Муром, Касимов, Рязань (Валентина Веткалова).

«Этнических подгрупп мишар немало, если делить по современным территорям: нижегородские, мордовские, самарские, калаткинские <ульяновские>, пензенские, саратовские, владимирские, чистопольские, буинские и другие (Дамир Исхаков "Татары (популярный очерк этнической истории и демографии")».

Что характерно, скажу словами господина Орлова, (заменив, мишарь на мещеряк), что мещеряки на известных этапах своей истории, везде, где бы они ни оказались, выступают как служилая часть народа – кажется, что этноним “мещера”, родственный с ней “маджар” отражает эту особенность истории мещеряков как народа.

Однако замечу читателю, что мишари и мещеряки не одно и то же!!!

Я разговаривал с мишарями нижегородскими, - так они даже не знают, кто такие мещеряки! И переспрашивали у меня имя народа!

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.

Вся изложенная история о мещеряках рассказывается цитатами историков. Цитируется из приводимых работ, буквально (в точности, слово в слово), с сохранением орфографии и преимущественно без купюр, чтобы не подумалось читателю, что автор что-то подогнал и присочинил…



А. Н. Азаренков



Глава Вторая:

Рязанщина. Выходцы из Орды на землях мещёры. Князья Мещерские. Мещеряки в Куликовской битве. Мещёрский князь Александр Укович. Приобретение Мещеры Великим Князем Московским. Ярлык на Мещёру. Первое отчётливое упоминание в русских летописях о казаках. Великое Княжество Рязанское и казаки. Городецкие или Мещерские казаки.


Глава Третья:

Образование Казанского Царства. Потомки Чингисхана Касим да Якуб приводят чиркас-казаков на службу Василию II. Образование русского ханства под рукой Вел. Кн. Московского. Какие были казаки. Городецкие или касимовские казаки-мещеряки. О службе ямской. Мещерские казаки спасают Москву от разорения. 1480 год. Отчего закончилось "Стояние на Угре"? Городецкие (мещерские) казаки делают рейд по тылам хана Ахмата. Городца Мещерского Саин-Симеон Бекбулатович – Царь Всея Руси.

Глава Третья:

С Рязанских мест на Казанский трон. Русский хан Шигалей – Царь Казанский. Череда взятий Казани. Мещерские казаки Шигалея. Какие казаки участвовали в последнем Казанском походе - "взятии Казани". Казанские казаки: кто они? Ермак в Казани. Хронология. Хан Шигалей – командующий русским войском. После завоевания Казанского Царства великий князь Иван становится Царём.
Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения