Казачий Миръ
Июль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Календарь

Самые активные пользователи за неделю

Поделиться
Перейти вниз
avatar
Admin
Сообщения : 202
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 60
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
Посмотреть профильhttps://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

Чувашские корни казачества

в Сб Мар 24, 2018 1:55 am
Чувашские корни казачества

О казачестве и казаках написано немало. Сняты фильмы. Но они в основном освещают казачество на поверхности последних веков, а его корни, уходящие в глубину тысячелетий, во многом остаются не ясными и спорными. Споры идут даже о происхождении слова «казак», которое, по нашим понятиям, обозначает вольного человека. Одни его происхождение связывают с языком персов, где такое слово обозначает чиновника-казначея, другие — с арабами, на языке которых данное слово обозначает воина-всадника, третьи — с названием древнего северокавказского народа — предка черкесов под названием «касоги», четвертые — с этнонимом «хазары» как «х(к)азары….. У монголов слово «казак» олицетворяет воина-стражника. С происхождением слова «атаман» — то же самое. Германцы связывают его со словом «ватман», обозначающего главаря разбойничьей шайки, монголы — со словом «атта», обозначающего отца….. И все ответы кажутся правильными, но….. они могут быть и опровергнуты.

Вследствие этого не надо ли нам искать корни казачества и происхождение вышеназванных и других связанных с казаками слов и терминов не за границей, а в историях и языках коренных народов центральной России, где казаки в основном и проживали? Например, в истории и языке современного чувашского народа, являющегося прямым историческим наследником волжских булгар. Ведь и слово «казак», и слова «атаман», и «есаул» и другие казацкие термины легко объясняются чувашскими словами. Чуваши вольного, бесшабашного человека называют словом „касак». Чувашские слова «атте ман» и «эс ывал», переводимые как «мой отец» и «сын мой» также точно характеризуют атамана-командира и подчиненного атаману есаула. Можно привести и другие примеры объяснения казацких терминов чувашскими словами.

Кроме этого, предки чувашей — булгары с древних времен, занимаясь земледелием, в то же время на случай войны в своих полувоенизированных сельских общинах имели десятников — вунпӳ, сотников — ҫӗрпӳ и других вышестоящих по военной иерархии командиров, князей — турханов. Взрослые мужчины-булгары, как и казаки в последующие века, дома всегда должны были иметь полное воинское снаряжение, а всадники — и коней с воинскими доспехами. Такие исторические параллели толкают нас корни казачества связывать с историей чувашского народа и его предков — волжских булгар. По Н.И.Ашмарину — известному русскому историку-этнографу: «Современные нам чуваши представляют из себя не что иное, как прямых потомков волжских болгар». По А.А.Куник: «Чуваши — потомки волжских болгар. Чуваши на Средней Волге жили задолго до нападения татар. Дунайские хаган-болгары и кубанские черные болгары связаны с ними».

Говоря о казаках и казачестве, как об полиэтнической, социальной, исторической общности людей и сословии, связанном с военной службой, нужно сказать следующее: казачьи поселения в «Диком поле» — то есть, в степях, простиравшихся южнее современной Рязани, существовали задолго до нашествия монголо-татар. Еще в конце 7 века средний сын царя Великой Булгарии Кубрата — Котраг повел «серебряных» булгар с Таманского полуострова на север и остановился между реками Дон и Северский Донец. В этих местах и в направлении реки Днепр «серебряные» булгары жили более одного века. В 8-м веке булгары оттуда начали уходить на Среднюю Волгу и Нижнее Прикамье. Булгары, оставшиеся на Дону и Северском Донце вошли в состав будущего украинского народа. Данные места до р. Днепр до татаро-монгольского нашествия в 13-м веке контролировались булгарскими правителями. В 10–12 веках на Таманском полуострове и в Восточном Крыму существовало Тмутараканское княжество, где после ухода основной части булгар из расположенной здесь раньше Великой Булгарии проживали их остатки — булгары, а также, славяне, хазары, греки и аланы. По мнению многих ученых, казачество зародилось на Дону и в Тмутараканском княжестве.

Как видим, среди народов, причастных к зарождению казачества, вместе с другими народами были и булгары — непосредственные предки современных чувашей. В 12-13-м веках на границе Руси и Хазарии, в соседстве с Волжской Булгарией вдоль Азовского моря, нижнего Дона и Днестра жили враги половецких ханов — бродники — смесь народов из славян, булгар, хазар и огузов. В то же время на Северном Кавказе жили предки черкесов (адыгов) — касоги. По Л.Гумилеву и В.Шамбарову, казачество возникло путем слияния касогов и бродников в одно сословие, в составе которых были, как опять видим, и непосредственные предки чувашей — булгары. Кроме этого, бродники вместе с входившими в их состав булгарами также вошли в состав будущего украинского народа.

Писатель-историк В.К.Отставнов в своей книге: «Чельбир — царь Волжской Булгарии», описывая победоносную битву волжских булгар с монголо-татарами, происшедшую в 1223 году около г. Кернек на территории современной Ульяновской области, вместе с другими подразделениями булгарской армии называет и казацкие отряды. «Ночь прошла. Красная жаркая полоса встала на востоке.

— По коням! По коням! — прозвучала команда. Казаки уже рвали губы коням и кони плясали под ними. Воинские команды словно кнутом хлестали по рядам. И поднимались люди с земли, оставляя на месте стоянки круглые следы от ночных костров». Далее он пишет: «Вокруг скованных ожиданием и парализованных жутким страхом, скученных в середине огромной лощины нукеров и джигитов, завязывалась кровавая смертельная карусель из конных болгарских казаков. Подбадривая и подгоняя себя воинственными криками, они вихрем проносились по кругу.

— Бросайте оружие на землю! Складывайте в кучу! — неслось со стороны болгар». Приведенные строки говорят о наличии казаков и в Волжской Булгарии — родине непосредственных предков чувашского народа.

По А.Культаси, в 1229-м году в Волжской Булгарии в ходе борьбы булгарских династий за власть по приказу князя Гази-Бараджа из заказанских булгар-язычников также был сформирован казацкий отряд. После свержения Гази-Бараджа казаки сбежали в Нухрат (Вятку). Но после нашествия монголо-татар на Волжскую Булгарию в 1236-м году Гази-Барадж предался хану Батыю и в 1238-м году во главе своих 5 тысяч казаков и 3 тысяч воинов из рода арбугинцев вместе с монголо-татарами ушел на Запад. Предательство дорого обошлось ему: в 1241-м году в опустошенный завоевателями г. Булгар он смог вернуться только с половиной своих воинов. В завоеванном монголами Дешт-и-Кипчаке, вошедшем в состав Золотой Орды, до своей смерти в 1246-м году он успел создать другие казацкие войска из предков современных украинцев — анчийцев (антов) и булгар, являвшихся потомками булгар сына Кубрата — Батбая после распада Великой Болгарии. При Золотой Орде казаки привлекались к походам татаро-монгольских ханов на соседей. Вне походов они занимались скотоводством, коневодством, рыболовством, охотой. Земледелием при Золотой Орде они не занимались: оно требовало непрерывного труда и отвлекало от военных походов.

После распада Золотой Орды на отдельные ханства в первой половине 15-го века русские князья стали привлекать казаков к службе по охране своих границ. Они давали им земли и свободу самоуправления. Кроме этого казаки были и в войсках Казанского ханства, возникшего после распада Золотой Орды на территории бывшей Волжской Булгарии. В военное время они составляли ядро ханского войска, а в мирное время занимались земледелием на своей земле и несли сторожевую службу по охране внешних границ, имели привилегии по части государственных сборов и повинностей. То есть, в ханстве они занимали промежуточное положение между феодалами-турханами и основной массой крестьянства. Значительную часть казачества в ханстве и 30000-ного ханского войска составляли чуваши и черемисы — по немецкому дипломату З. Герберштейну, «самые искусные стрелки. Чуваши отличались также и знанием судоходства». Как видим, если в предыдущие века булгары были одними из крупных и важных составляющих казачества в Диком поле и в Золотой Орде, то и при Казанском ханстве многие из их прямых исторических наследников — чувашей были казаками. Но и после падения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству еще долгое время в среде казачества было много чувашей.

Примером является знаменитый поход казачьего атамана Ермака за Урал с целью покорения Сибири. В конце 16-го века на Волге сконцентрировались значительные казачьи отряды, которые в большинстве были враждебны правительству. Царь Иван Грозный решил использовать их в борьбе с сибирским ханом Кучюмом, а заодно и обезопасить себя. Большой группой казаков верховодил Ермак, прозванный чувашским словом «тукмак», обозначающим колотушку. Выбор царя пал на него и он высочайше повелел: «Сослать Ермака с казаками в Сибирь, дабы покрыть вины свои усмирением вотяков и вогуличей. Изменников перевешать!». В 1582-м году Ермак с 540 казаками отправился в трудный и опасный поход. После победы атаман послал к царю отряд численностью в 25 человек во главе с казаком Черкасом с отчетом. В летописи написано, как посланник атамана сообщил царю: «Атаман суенче». Данные слова являются чувашскими и переводятся как: «Атаман победил». Значит, казак Черкас говорил по-чувашски и многие люди Ермака были чуваши! И не только в отряде Ермака. В то же время и имя Ермак является дохристианским чувашским именем. Не зря же и сегодня среди чувашей встречается значительное число людей с фамилиями «Казаков», «Черкасов», «Ермаков», «Атласов»… Ведь ногайский князь Юсуф жаловался в письме Ивану Грозному, как «казак Сары Азман обижает и грабит ногайцев». Азман также является старочувашским именем, слово «сары» переводится с чувашского как «желтый».

В войске И. Грозного при взятии г. Казани было 10000 казаков. При завоевании Астраханского ханства также привлекались казаки, а после его покорения казаков на реке Терек царь привлек к борьбе против татар, снабжал их оружием. В последующем в составе Русского государства вдоль его границ из представителей русского и местных народов возникли Донское, Яицкое, Сибирское казачества, Запорожская сечь и ее преемник — Кубанское войско. Черкасы — как полиэтническое сообщество из славян, черкесов и потомков северокавказских, донских и причерноморских булгар вместе с частью половцев (кипчаков), попавших после распада Золотой Орды под влияние этноноосферы черкасов в Диком поле, составляли ядро кубанских, донских, запорожских казаков. Известно, как черкасы еще в 1286 году на территории сегодняшней Украины основали город Черкассы.

Но в составе России многие казачьи поселения на территории бывшего Дикого поля и Золотой Орды в последующем постепенно обрусели и черкаские булгары с кипчаками (половцами), за исключением черкесов (адыгов), стали отождествлять себя с русскими. В 1671-м году донские, сибирские и яицкие казаки присягнули московскому царю, а казаки Запорожской сечи сохранили свою самостоятельность до 18-го века. Но при царице Екатерине 2-ой и их свободе пришел конец и вместо Запорожской сечи возникло Кубанское войско. В России в разные периоды вместе с вышеназванными казачествами существовали башкирское, калмыцкое и другие казачества, сформированные на этнической основе для охраны границ в основном из представителей кочевых народов Российской империи. Дальнейшая история казаков, как было сказано выше, хорошо и подробно описана в разных книгах и источниках.

У казаков была выборность командиров и атаманов. Они не были крепостными, а вольными людьми. Но анархии в их военизированных поселениях не было. Казаки после распада Золотой Орды при Русском государстве перешли на оседлый образ жизни, стали хлеборобами. Но не оставили свое основное занятие — ратную службу. Мы все из истории России знаем, как,защищая свои интересы и привилегии, они часто вступали в конфликты с властями, поднимая восстания и бунты. Но при Петре 1-ом казачьи льготы были урезаны, была отменена выборность командиров. Отныне их атаманы после их избрания из предложенных властями кандидатур утверждались царем. После установления советской власти в России все казаки подверглись расказачиванию.

Обобщая вышесказанное, нужно сделать такой вывод: чуваши и их прямые и непосредственные предки — булгары, как и другие народы России и Украины, имеют самое прямое отношение к происхождению и зарождению казачества и в течении длительного времени были составной его частью.


Источник: http://ruskazaki.ru/news/kazachestvo/chuvashskie_korn..

От редакции сайта казачествомосквы.рф: Материал представлен в оригинальном виде, за исключением добавления нескольких явно пропущенных букв в словах. Нам интересно Ваше мнение! Что скажете КАЗАКИ?

http://казачествомосквы.рф/news/chuvashskie_korni_kaz..
Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения