Казачий Миръ

Join the forum, it's quick and easy

Казачий Миръ
Казачий Миръ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Календарь

Самые активные пользователи за неделю
Нет пользователей

Перейти вниз
Admin
Admin
Admin
Сообщения : 309
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 65
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
https://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

История Казачества. Быт. Традиции.  Empty История Казачества. Быт. Традиции.

Вт Фев 06, 2018 6:04 pm
]Казачество
Казачеством называют общность людей, объединенных особым состоянием духа, общими интересами, общей нравственностью и моралью.

История донского казачества – это история постоянных боевых столкновений по защите южных рубежей русского государства. Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своих произведениях выразился так – «Граница породила казачество, а казаки создали Россию».

Казаком мог стать не только русский или украинец, но и выходец из среды местных или соседних народов. В результате сближения пришлого люда и коренного населения родилась новая этническая группа, со своими собственными, специфическими приметами. Все это сказалось на материальных особенностях и духовной культуре казачества.

Донское казачество исповедовало христианство в его православной традиции. Население было глубоко верующим на протяжении всей своей истории. Донское казачество – это народ со своей культурой, историей и памятью. Общее дело всегда было выше личных интересов отдельных его представителей. Это и являлось основным культурным отличием. Казаки всегда служили одному государству – Святой Руси, служили ее народу и Государю.

Бывший Дон, как территория, на которой проживало донское казачество, сегодня, именуется Ростовской областью. Дон имеет многовековую традицию демократического самоуправления. В начале 15 века, после распада Золотой Орды, перед казачеством возникла проблема самостоятельного выживания в тяжелых экстремальных условиях. Дон оказался в окружении осколков бывшей татаро-монгольской империи. Это такие кочевые народы как: крымские татары, калмыки, татары Астраханского ханства, ногайцы. Положение усугублялось тем, что в отличии от православных казаков, все окружающие народы исповедовали иные религии.

Положительным моментом истории донского казачества является то, что, находясь вдалеке от русского управленческого центра, казаков минула судьба остального населения Руси. У казаков отсутствовал такой институт, как крепостное право, которое, в той или иной форме, всегда присутствовало на Руси.

Огромную роль в становлении демократических традиций на Дону, как ни странно, сыграл свободный доступ к оружию. Все население казачьих станиц и городков владело оружием. Это по сравнению с тем, что население тогдашней Руси и современной России не имело и не имеет свободного доступа к оружию. Российская власть и тогда и теперь опасается вооружать собственное население.

В те времена функции по защите отечества выполняли только княжеские дружины, опричники или войска внутреннего назначения. Русское и Российское население всегда было беззащитным перед нападением степняков или иных соседних народов. Да и не выгодно рабам давать в руки оружие. При ситуации с крепостным правом, власть не нуждалась в этом никогда, как не нуждалась в развитии демократических форм правления на Руси.

Уникальность Дона заключается в том, что на протяжении многих веков здесь смешалось множество культур, были созданы самые разнообразные формы управления. Именно это послужило причиной тому, что Донское казачество стало настоящим явлением всемирной и Российской истории. Казаки, объединившись в войско Донское, создали собственную систему самоуправления, которая отличалась от того, что было создано на остальной территории России.

После объединения под началом Войскового круга, донские казаки создали собственную вертикаль управления, которая распространялась от Войскового атамана, до атаманов станиц и городков. А ситуация, при которой приходилось постоянно быть в состоянии полной боевой готовности, выработала систему беспрекословного внутреннего подчинения выбранному руководству. Поскольку руководство выбиралось самими казаками, с него всегда было можно спросить. Это в корне отличалось от ситуации, которая существовала в Руси, а позже в России.

После не совсем добровольного вхождения в Русское государство, произошла эволюция многих демократических традиций казачества. Соединение с тогдашней российской действительностью не смогло пройти без потерь для казачества. Самой главной потерей можно считать потерю права на выбор собственной верховной власти. Но дальше этого русские цари не пошли, и система казачьего самоуправления сохранилась на местах (округ – станица – хутор).


Последний раз редактировалось: Admin (Вт Фев 06, 2018 6:13 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Admin
Admin
Admin
Сообщения : 309
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 65
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
https://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

История Казачества. Быт. Традиции.  Empty Re: История Казачества. Быт. Традиции.

Вт Фев 06, 2018 6:10 pm
Казачий круг
Вершиной казачьей демократии является Войсковой круг. На Войсковом круге казаки тогда и сегодня решают все жизненно важные вопросы. Для решения более мелких вопросов казаки ранее и теперь собираются на общий сбор.

Войсковой круг собирался в столице Донского казачества – в Черкасске. Войсковой круг является верховным органом власти. В каждом городке или станице, для решения местных проблем, собирается свой Круг.

В походах, главным органом управления являлся Круг походного войска. Смысл слова «круг» заключается в том, что при обсуждении вопросов казаки собирались в круг, чтобы видеть лица друг друга. Если вопросы решались на море, казаки ставили лодки в круг, а если дело происходило на суше – ставили лошадей головами к центру.

На самом главном Войсковом кругу решались и самые главные вопросы, например, вопросы войны и мира, вопросы приема послов. На войсковом кругу зачитывались царские грамоты. На Войсковом кругу зачитывались ответы царскому посланнику.

Круги в городках и станицах тоже решали свои местные вопросы. На местных кругах выносили приговоры преступникам, выбирали местную власть – атамана и его помощника – есаула. Воровство и трусость, а также непослушание, наказывались лишением прав. Это выглядело, приблизительно так: «И на том ослушнике наша войсковая пеня – век бить и грабить, и суда ему в войске не будет».

Круг решал и, как теперь принято говорить, бракоразводные процессы и процедуры. Бракосочетание выглядело так: жених выводил свою невесту в круг и, после процедуры взаимного раскланивания, оглашал перед всеми присутствующими: «Будь моей женой».

На это будущая жена ему отвечала: «Будь моим мужем». Впоследствии, даже когда стало общепринятым церковное венчание, этот ритуал оставался в силе. Перед тем как пойти в церковь, будущие молодожены были обязаны исполнить этот древний обряд на майдане.

На кругу совершался и разводный процесс.

- Атаманы-молодцы! Она была мне верная и услужливая жена. Теперь она мне не жена, а я ей не муж. Кому люба – забирай, - выговаривал казак, стоя в кругу вместе с женой.

Если у кого-то возникала желание взять эту женщину в жены, он был обязан выйти в круг, и прикрыть женщину полой зипуна. Этим движением он снимал с нее бесчестие развода. Дальше процедура выглядела, как при бракосочетании. Он просил ее быть ему женой, а она просила его быть мужем.
Admin
Admin
Admin
Сообщения : 309
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 65
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
https://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

История Казачества. Быт. Традиции.  Empty Re: История Казачества. Быт. Традиции.

Вт Фев 06, 2018 6:14 pm
Хозяйственный уклад казаков
Земледелие и скотоводство

Основой материального обеспечения и благополучия казаков являлось сельское хозяйство. Земля была собственностью юрта станицы. Эта земля делилась на три части. Первая часть была предназначена для выпаса скота. Вторая часть предназначалась для сенокосов. На третьей части выращивали хлеб.

Основной культурой хлебопашества являлась яровая пшеница. Большое место отводилось и ячменю. Выращивали также просо, рожь, горох, чечевицу, гречиху. Но они считались менее важными, второстепенными культурами.

Станица занималась овощеводством и скотоводством. Чистого казака-скотовода не было. Казак, в мирное время, занимался и овощеводством и скотоводством и хлебопашеством. У каждого казака была скотина: быки, овцы, коровы, лошади. Скот, в частности бык, являлся основной тягловой силой. Все лошади в войске Донском были одной породы.

Промыслы и ремёсла

Дон был всегда богат рыбой, и казаки занимались рыболовством. Это было вспомогательным промыслом. Вяленую, свежую рыбу продавали на местных рынках, и она приносила доход в семью. Кроме этих промыслов, казаки занимались пчеловодством и лозоплетением.

Виноградарство

Занимались казаки и виноградарством. Пиком развития виноградарства считается девятнадцатый век, а начиналось все в эпоху Петра Первого. Именно он распорядился заниматься виноградарством в промышленном масштабе, после чего, в районах Раздорской и Цимлянской станиц были разбиты виноградные сады.

Торговля

Торговля появилась в мире тогда, когда появились излишки товаров. Это касается всех, в том числе и казаков. Самым выгодным торговым делом являлось скотоводство. Излишками скота торговали на специальных скотных ярмарках.

Такая ярмарка начиналась на Успение. По старому стилю – это было 15 августа. Ярмарка продолжалась до 19 августа, после чего начинала следующая ярмарка – донская. На этой ярмарке ассортимент был уже пошире. Кроме скота, на ярмарке торговали лесом, материей, иными промышленными товарами.

Кулинария

Казачья кухня не отличалась особой изысканностью. Это не сейчас. Поскольку муж был постоянно в походах, вся тяжесть ведения хозяйства ложилась на плечи казачки. Кроме этого, ей приходилось заниматься воспитанием детей, и присматривать за престарелыми родителями.

Так проходили молодые годы. Муж служил с 18 до 38 лет, а это были постоянные походы. Заниматься разносолами, просто не было времени.
Admin
Admin
Admin
Сообщения : 309
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 65
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
https://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

История Казачества. Быт. Традиции.  Empty Re: История Казачества. Быт. Традиции.

Вт Фев 06, 2018 6:15 pm
Отношение к женщине у казаков
В казачьем обществе женщина ассоциировалась с матерью, женой или сестрой. Также и женская честь ассоциировалась с честью жены, дочери или сестры. По чести женщины, по ее поведению измерялось достоинство мужа, брата или отца.

Эталоном взаимоотношений мужа и жены являлось священное писание, а в священном писании написано следующее: «Не муж для жены, а жена для мужа», «Да убоится жена мужа».

При всем при этом строго придерживались правила, что жена не вмешивается в мужские дела, а мужа не должны интересовать дела женские. Все обязанности в семье казака, как и в обществе, расставила сама жизнь. Кроме этого, считалось неприличным вмешиваться в дела другой семьи.

Главенствовал основной постулат – какая бы ни была эта женщина, она является продолжателем рода и за ней будущее народа, поэтому она подлежит защите и уважению.

Женщине было запрещено присутствовать на казачьем сборе или круге любого уровня. Даже если ей необходимо было решить важные личные вопросы. Для изложения ее проблем на круге, можно было привлечь отца, брата, сына, крестного, а если у нее не осталось или не было никого, ее интересы мог представлять атаман.

Женщина была настолько уважаемым субъектом казачьего общества, что права участия в круге ей были просто на нужны. Если женщина о чем-то просила, ее вопросы обязательно решались. Дело в том, что, как правило, женщина постоянно бывала одна. Муж или брат могли находиться в походе, на кордоне. Пребывание ее мужчины в доме было, как правило, кратковременным, и на женщине лежали все хозяйственные вопросы.

Тем не менее, мужчине в казачьем обществе принадлежала главенствующая роль. Мужчина был защитником, добытчиком. Мужчина был обязан поддерживать строгий порядок казачьего быта и уклада жизни. Слово казака в семье было непререкаемо. И об этом, также, заботилась его жена-казачка.

В воспитании подрастающего поколения, женщине помогали не только ее родители или родители мужа, в этом деле ей помогало все население хутора или станицы.

Если подрастающее поколение совершало какой-либо проступок, совсем посторонний человек имел право не только сделать замечание, но и наказать нарушителя физическим образом. После этого сообщить родителям, которые могли еще и добавить. Еще одним полезным правилом общежития Донских казаков был запрет на выяснение отношений, в присутствии детей.
Admin
Admin
Admin
Сообщения : 309
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 65
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
https://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

История Казачества. Быт. Традиции.  Empty Re: История Казачества. Быт. Традиции.

Вт Фев 06, 2018 6:17 pm
Обращение среди казаков
У казаков жена обращалась к мужу, только по имени и отчеству. Этим отдавалась дань уважения его родителям. Муж обращался к своей супруге таким же образом. Свекор и свекровь, теща и тесть являлись для супругов богоданными родителями.

Казачка, обращаясь к незнакомому казаку, называла его «мужчина». «Мужик», считалось оскорбительным словом.

Для казачки, явиться на людях с непокрытой головой, считалось грехом и позором. Грехом и позором считалось появление на людях в мужской одежде, или с короткими волосами. В обществе, как это не покажется странным сегодня, муж с женой держались весьма сдержанно, даже немного отчужденно.

К незнакомой женщине обращение казаков зависело от ее возраста. Старшую, по возрасту, женщину казак обязан был называть мамашей, ровесницу – сестрой, младшую по возрасту – дочкой или внучкой. К жене — индивидуально, каждый, согласно усвоенному порядку с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана», к пожилым годам — нередко «мать», а то и по имени-отчеству.

Приветствовали казаки друг друга, при встрече, приподнятием головного убора и рукопожатием. В дальнейшем, во время короткой беседы, справлялись о здоровье и положении дел. Казачки, на приветствие мужчины, отвечали легким поклоном. Между собой у казачек принято было обниматься, с поцелуем, и беседовать.

Когда казак подходил к группе других казаков, принято было снимать шапку, кланяться и справляться про здоровье: «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько буллы, казаки!». На что получал ответ, приблизительно следующего формата: «Слава Богу!». В строю, на смотрах, парадах, полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали, согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин...!».

Во время исполнения гимна Войска донского или гимна России, казаки были обязаны снимать головные уборы, что требовалось уставом.

После длительной разлуки, при встрече или прощании, у казаков было принято обниматься и прикладываться щеками.

На великие праздники Воскресенья Христова или на Пасху, между казаками было принять целоваться и обниматься. Однако это делалось отдельно между мужчинами и между женщинами.

Взрослые и дети, при встрече, даже с незнакомым человеком, обязаны были здороваться. Дети, обращаясь к знакомым или незнакомым людям, которые были старше их, называли их «дядя», «тетя», «тетка», «Дядька». Если они их знали, то прибавляли имя. К пожилому казаку или казачке, дети, либо младшие по возрасту обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», прибавляя, если знали, имя.

При входе в хату или курень, мужчины были обязаны снять шапку и перекреститься на образа. То же самое они делали при выходе.

Прощения, за допущенную оплошность, произносили со словами: «Простите меня, пожалуйста», «Прости, ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарность выглядела так: «Спасибо!», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». В ответ, обычно, произносилось: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».
Admin
Admin
Admin
Сообщения : 309
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 65
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
https://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

История Казачества. Быт. Традиции.  Empty Re: История Казачества. Быт. Традиции.

Вт Фев 06, 2018 6:17 pm
Отношения в казачьей среде
Без молитвы не начиналось и не заканчивалось ни одно дело. Это касалось и приема пищи, в том числе, и в полевых условиях. Характерной особенностью казачьего поведения и характера являлась потребность проявлять доброту и услугу вообще.

Подать оброненное абсолютно постороннему, помочь поднять, уступить место для сидения. В застолье, казак всегда, прежде чем съесть самому, обязан был предложить это близсидящему. Прежде чем самому утолить жажду в походе, казак должен был предложить это напарнику.

Отказать в подаянии нищему считалось большим грехом. Поговорка гласила: «Лучше всю жизнь давать, чем всю жизнь просить». Жадные люди были достойны презрения, и к ним никогда не обращались с просьбой. Если, в момент исполнения просьбы, дающий показывал свою жадность, казак отказывался от услуги. Он считал, что не стоит брать у этого человека – это не к добру.

Казак ограничивал себя в потребностях. Считалось, что лучше обойтись, чем быть в долгу. Долг считался хуже неволи, и от него необходимо было избавиться, как можно быстрее. Долгом считалось проявленная к казаку доброта или бескорыстная помощь. Казак был обязан ответить тем же.

В казачьей среде презиралось пьянство. Сгоревшего от водки казака хоронили как самоубийцу – на отдельном кладбище. На место креста водружался осиновый кол.

Большим грехом считался обман, причем не только делом, но и словом. Человек, который не сдержал своего обещания или данного слова, терял доверие окружающих.
Поговорка гласила следующее: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле».

Несовершеннолетние дети не имели права находиться в помещении, где проходило застолье, дабы не слушать разговоры старших. Нельзя было присутствовать при приеме гостей, особенно посторонних.

В казачьих старообрядческих семьях существовал запрет на табакокурение. По выпивке тоже существовали ограничения. Выпивать можно было только вино.

Долго существовала традиция воровства невесты. Это делалось в случаях, когда родители были несогласны с кандидатурой жениха. Конечно же, воровство происходило по взаимному сговору жениха и невесты.

Опороченная девица подлежала отмщению ее родственниками, поэтому конфликт лучше было уладить созданием семьи. Нередко, такие конфликты заканчивались кровопролитием.
Admin
Admin
Admin
Сообщения : 309
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 65
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
https://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

История Казачества. Быт. Традиции.  Empty Re: История Казачества. Быт. Традиции.

Вт Фев 06, 2018 6:19 pm
Казак – свободный человек
Что означает слово «казак»? Тюркское слово «казак» закрепилось на Украине в понимании «человек свободный, независимый от правительства и от феодалов», то есть слово означает свободного воина, ездока.

Первые упоминания о казачестве относятся к концу XV века, когда в переписке между Россией, Крымом, Польшей, Молдовой, Валахией и Турцией упоминаются украинские казаки.

В переписке литовского и московского князей 1489 года сообщается о том, что отряды казаков под предводительством атаманов Голубца, Богдана и Василия Жили, появившись в низовьях Днепра, разогнали татарскую охрану, захватив часть товара у купцов.

В 1492 году казаки разбили на Днепре татарское судно, пленили несколько человек, захватили деньги, имущество, стада лошадей, волов и др. Литовский князь Александр, откликнувшись на жалобу татарского хана, приказал найти разграбленное и вернуть татарам.

В переписке упоминается и о нападении казаков на московского князя И. Субботу, который в 1494 году шел в Крым. В уставной грамоте города Киева в 1499 году упоминается о том, что казаки ходят по Днепру и со всего, что там получают, десятую часть платят воеводе.

Эти документальные известия конца XV – начала XVI века подтверждают вывод о том, что первые казаки – местные люди, а не пришлые. Поскольку в переписке между правительствами разных государств в конце XV века часто говорится о казаках, можно сделать вывод о том, что казачество на тот момент приобрело уже определенную силу.

Для этого требуется время, поэтому можно сделать вывод, что казачество появилось, по-видимому, в середине XV века или во второй его половине
Admin
Admin
Admin
Сообщения : 309
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 65
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
https://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

История Казачества. Быт. Традиции.  Empty Re: История Казачества. Быт. Традиции.

Вт Фев 06, 2018 6:20 pm
Честь и слово казака
Слава о воинских достоинствах казаков была широко распространена по всему миру. Им предлагалась служба у германских курфюрстов и французских королей.

Предлагали им службу и соседние народы. Особо ценилась неподкупность казаков.

Предательство в их среде было редчайшим явлением. Даже попадая в плен, казак предпочитал смерть под пытками позору предательства.

Казачество было весьма религиозным народом, однако, без ханжества и лицемерия. Клятва считалась святой, и соблюдать ее необходимо соответственно. Клятве казака тоже верили свято. Казаков считали народом богобоязненным, но прямолинейным, рыцарски гордым и немногословным.

Все вопросы на кругу решались быстро и справедливо. Жестокость проявлялась по отношению к предательству, измене или трусости. Жестоко наказывалось воровство и убийство.
Admin
Admin
Admin
Сообщения : 309
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 65
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
https://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

История Казачества. Быт. Традиции.  Empty Re: История Казачества. Быт. Традиции.

Вт Фев 06, 2018 6:21 pm
Гостеприимство казаков
В культуре Донского казачества, гость считался божьим посланцем. Это вызывало к нему чрезмерное уважение. Самым важным был гость из далеких краев и незнакомых мест, который нуждался в приюте и опеке.

Хозяин, который не оказал гостю должного почтения, подвергался презрению. В старой шутливой казачьей песне имеются такие интересные слова: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубище убогом — алаверды, алаверды».

Гостю за столом отводилось самое почетное место. Гостя могли посадить даже на место старика, даже, если он был значительно моложе. Гость мог трое суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия и откуда он родом. Задавать такие вопросы считалось неприличным.

Еще одним характерным признаком гостеприимства является то, что в среде казаков считалось непринятым брать в дорогу еду для себя и для коня. На любом хуторе, в любой станице его были обязаны накормить, даже если там не было его родственников или сослуживцев. Поэтому, казаки редко останавливались на постоялых дворах. Это делалось только при посещении городских ярмарок.

К счастью, данный обычай сохранился до сих пор. О казачьем гостеприимстве наслышаны не только историки, но и обычные люди, которым пришлось побывать в этих краях.

Но гостеприимство – это не единственная добродетель, которой обладали казаки. В Сечи можно было забыть или оставить на улице деньги, или ценные вещи, и можно было не беспокоиться, что их украдут. Этому имеется множество исторических примеров.
Admin
Admin
Admin
Сообщения : 309
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 65
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
https://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

История Казачества. Быт. Традиции.  Empty Re: История Казачества. Быт. Традиции.

Вт Фев 06, 2018 6:22 pm
Обязанности казачества
Раньше казаками называли людей, не подчинявшихся местным властям. Живя в южных пограничных районах, они вели своеобразный образ жизни. Термин «казаки» применяли и к запорожцам, взятым правительством Речи Посполитой на государственную службу.

Не оспаривается тот факт, что от общей численности казачества на Украине реестровые составляли незначительный процент. Со временем все новые контингенты казаков, участвовавших в военных кампаниях, получали привилегии и аналогичные права находящихся на королевской службе.

По окончании экспедиции эти люди фактически продолжали пользоваться «вольностями», ведя промысел «казацкого хлеба» на Запорожье и в волостях. Существовали еще отряды городовых казаков и тех, кто находился на службе у магнатов. Таким образом, количество людей, считавших себя казаками, на юго-восточном и южном пограничье постоянно росло.

Правительственные круги Великого княжества Литовского решили организовать казацкие войска и подчинить их государственным интересам, выставив на защиту рубежей. Не хватило средств.

Данные и количестве украинских казаков можно найти в переписке крымских правителей с правительством Литовско-Русского государства. В 1545 году упоминается о восьми сотнях казаков, собравшихся по Черкассами, чтобы разгромить купеческие караваны.

В другой корреспонденции упоминается о большом отряде киевских казаков, нанесшем вред татарским улусам, переправлявшимся через Днепр. Считается, что в середине пятнадцатого века насчитывалось уже более десяти тысяч казаков, а поход 2 – 3 тысяч казаков был уже достаточно обычным явлением. Появившиеся в скором времени правительственные постановления признали казацкие сословия, тем самым простимулировав рост их численности.

В 1572 году «вольности» были закреплены в казацком реестре, а уже в 1576 году в составе трехтысячного отряда, отправившегося в крымский поход под предводительством Богдана Ружинского, были казаки, находящиеся на государственной службе. Король Стефан Баторий тоже привлекал казацкие отряды, численностью не менее сотни, для ведения войны против Московского государства.
Admin
Admin
Admin
Сообщения : 309
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 65
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
https://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

История Казачества. Быт. Традиции.  Empty Re: История Казачества. Быт. Традиции.

Вт Фев 06, 2018 6:23 pm
Проводы казака на действительную службу
После достижения призывного возраста, призывник, в течение целого года, проходил военное обучение при станице. Военная подготовка проходила под руководством казачьего управления станицы, после чего он приводился к присяге.

Процедура присяги начиналась в церкви на богослужении. После этого, призывники выстраивались на площади, напротив алтаря, со знаменем. Разрешение на прохождение присяги давал священник, после исполнения молитвы.

Текст присяги, перед строем призывников, зачитывал казак, назначенный для этого атаманом. Призывники повторяют зачитанное вслух. После приема присяги, будущие казаки подходят к аналою или столу, с лежащими на нем Евангелием и Крестом.

После целования Креста и Евангелия, они преклоняют колена перед знаменем и целуют его край. После подписи в книге приема присяги, они становятся в строй. Священник окропляет священной водой призывников и дает им напутствие.

Родственники, старики, знакомые поздравляют призывников и высказывают свои напутствия, поздравления и пожелания. После окончания процедуры на военную службу, устраивается праздничное застолье.

У кубанских казаков, после прохождения присяги, делается вывод на берег Кубани, где они строем выполняют коленопреклонение и осеняют себя крестным знамением. Старики и родственники поздравляют их с получением звания Кубанского казака.

На присягу молодежь должна явиться только в парадной форме, а перед получением присяги в доме призывника устраивается застолье для близких, родных и друзей. Во время застолья высказываются пожелания по службе, даются советы.

Псалом 90, по казачьему поверью, защищал воинов от всех бед, пули и несчастий. Мать вручает будущему призывнику, переписанный ей псалом. Уходя из родительского дома казак осеняет себя крестным знамением, с коленопреклонением перед образами.

После этого он обязан поклониться отцу с матерью в ноги и попросить у них благословения и молитв на сохранение жизни и здоровья. Родители благословляют казака и вручают ему иконку благословения.
Admin
Admin
Admin
Сообщения : 309
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 65
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
https://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

История Казачества. Быт. Традиции.  Empty Re: История Казачества. Быт. Традиции.

Вт Фев 06, 2018 6:23 pm
Рождественские гадания казачек
Новый год для любого человека является самым опасным периодом годового круга. Предки наши считали его перерывом, своеобразной остановкой времени. Для того чтобы продолжить незыблемость процессов в природе существовали определенные обряды, которыми пользовались наши предки. Именно согласованность действий участников таких обрядов должна была воздействовать на природу и продолжить все природные процессы снова.

Все основные обряды приурочивались к святкам – дням зимнего солнцестояния. Святки длились от Рождества Христова, до праздника Крещения. Сегодня это был бы период от 7 до 19 января.

Ряд донских станиц славился своим специфическим обрядом, под названием «бабья каша». Проходил он на второй день торжества. Молодые казачки гуляли у повитухи.
Собирались у нее только те казачки, на которых повитуха принимала роды. Повитуха варила кашу и угощала казачек, а они ей дарили традиционные женские подарки, например, головные платки. Этот обряд подчеркивал уважительное отношение казачек к продолжению и таинству родства.

Женщины совершали заговор против темных сил, выказывая тем благодарность судьбе за появление на свет любимых детей. Мужской пол не допускался на такие вечеринки. Женщины молились за успешное прошлое, и надеялись на счастливое будущее. Во время гаданий, женщины пытались узнать, где находятся их суженые, далеко ли, и что с ними. Расстояние пытались определить по лаю собак и по людскому шуму.

Девушки пытались узнать и материальное положение будущего супруга. Для этого, исключительно по счету, выбирались колья в тыну или на плетне. Если кол оказывался с корой – значит жених будет богатым, если кол был голым – значит будет бедным. Казачки очень искренне верили в знаки судьбы.

Вера в такие заговоры заставляла девушек совершать и иные ритуальные действа. В рождественскую ночь они ловили в загонах для скота овец. Если попадался баран – значит будет счастье. Если в темноте попадалась овца – значит девица, в ближайшем году останется холостой. Экспериментировали девушки и с шерстью овец.

Если вырванная шерсть была черной – значит, суженый будет брюнетом и наоборот.

Святочный период вообще отличался множеством гаданий. Этот самый мрачный и холодный период года подталкивал к размышлениям. Все вокруг было сковано морозами, солнце грело слабо и, казалось, скоро покинет этот мир. Поэтому, многие гадания представляли собой борьбу за его возвращение.

Очень распространенным, в крещенский вечер, был обычай рисовать мелом или копотью свечей на дверях и окнах хижин кресты. Это должно было отпугивать чертей, которые, возможно, попытаются проникнуть в дом.
Admin
Admin
Admin
Сообщения : 309
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 65
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
https://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

История Казачества. Быт. Традиции.  Empty Re: История Казачества. Быт. Традиции.

Вт Фев 06, 2018 6:24 pm
Обряды, связанные с жилищем и рождением ребенка
Для того чтобы родить сына и продолжателя рода, будущего воина, владельца земельного пая, короче, мужчину, у изголовья будущей роженицы вешались мужские атрибуты. Это могла быть шашка или ружье. Иногда, для этого, под голову роженицы клалось седло боевого коня. Иногда, под подушку подкладывали счастливую пулю. Для того чтобы появился настоящий наследник, казачки были готовы вытерпеть все.

Со дня рождения ребенка, до дня его первой годовщины, проводились обряды, которые должны были символизировать принятие мальчишки в казачью общину.

Существовали и обряды посвящения малыша в казаки. Не успевал у ребенка появиться первый зуб, как отец сажал малыша на коня, крепил ему к поясу шашку, и даже подрезал ему чуб. Волосы, в казачьей мифологии, символизировали женское начало, поэтому подрезанный чуб символизировал мужское начало ребенка и его отрыв от женской природы, будущий его мужской статус воина.

По поверьям донских казаков, жилище казака должны были охранять силы добра. Сам курень и его чердак должен был охранять Домовой. Печка, двор, фундамент куреня закреплялся за Змеей. К этим покровителям было разное отношение. Змея была навечно привязана к конкретному дому, даже если жители его покидали и уходили в новое жилище. С Домовым было несколько иначе. Домового переносили на новое место проживания. Для этого использовали особые ритуалы.

Если Змея была призвана охранять дом в конкретном месте, то Домовой должен был охранять семью, где бы она ни жила. В обязанности Змеи входило наделение семьи богатством и удачей. Змея должна была защищать семью от болезней и стихий, она должна была помогать в хозяйстве.

В поверьях казаков существовали и заговоренные места, которые могли быть реальными и вымышленными. В таких местах можно было вылечиться от телесных и духовных недугов. Такими местами были, например, остров Буян или море-акиян.

В христианской вере у казаков тоже была своя помощница. Главной помощницей казака была Богородица. Ее упоминали в самых различных транскрипциях: Пресвятая Матушка Богородица, мать Божья Пресвятая Богородица, царица Небесная, Пречистая Христова Божья Матерь, Матушка Божья, Матерь Мария, Всепятая мати.

Кроме этого, в трудные минуты своей жизни казаки просили о помощи волшебную силу донских рек.
Admin
Admin
Admin
Сообщения : 309
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 65
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
https://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

История Казачества. Быт. Традиции.  Empty Re: История Казачества. Быт. Традиции.

Вт Фев 06, 2018 6:25 pm
Обычаи казаков
Любой казак мог себя им считать, и его считали казаком только в том случае, если он старался соблюдать обычаи и традиции казачества. За последние годы лихолетья и годы уничтожения казачества как класса, данные понятия значительно исказились, под внешним влиянием. Даже современные старожилы, не всегда верно трактуют старые неписаные обычаи.

В характере обычного казака, как народности, присутствовало благодушие, щедрость, гостеприимство. Одновременно, присутствовала жестокость и беспощадность к врагу. Это порождало некоторую двойственность характера и его перепады. Казак, обычно, был весел, шутлив и забавен, но, неожиданно, впадал в депрессию, где становился молчалив и недоступен.

Это можно объяснить характером его жизни и службы. А жизнь у казака сопровождалась постоянным риском, постоянной близостью к смерти. Выпавшая радость жизни и здоровья добавляла ему настроения, которое прекращалось, от упоминания или воспоминания элементов его службы и опасностей судьбы.

Длительные походы превращали казака в философа и поэта, о чем рассказывают многочисленные песни. Приходилось размышлять о вечном, о суете сует, о конце, который будет неизбежен. Вот только когда. Поэтому, все казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу – десять заповедей Христа.

Эти заповеди формировали морально-нравственные устои казачьего общества: не убий, не укради, не прелюбодействуй, трудись по совести, не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдов, защищай от врагов свое Отечество.

Кроме Господних заповедей, у казаков свято соблюдались и чисто жизненные, то есть те, которых требовала бытовая необходимость. Обязательным было уважительное отношение к старшим. Обязательным было отношение к любой женщине, независимо от того, являлась ли она матерью, сестрой или женой. Святым было почитание любого гостя.
Admin
Admin
Admin
Сообщения : 309
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 65
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
https://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

История Казачества. Быт. Традиции.  Empty Re: История Казачества. Быт. Традиции.

Вт Фев 06, 2018 6:26 pm
Казачий словарь
Казачья жизнь – это постоянные походы и сражения. Этот быт запечатлелся в казачьем языке. Язык хранит в себе веками накопленный походный опыт, особое отношение к товарищам по жизни и службе, особое отношение к оружию и «справе».

Только благодаря языку можно сегодня разобраться в мировоззрении казака, его взглядах на самого себя и на дело, которому он служит. Многие казачьи фразы стали расхожими в русском языке, и мы не замечаем, иногда, их глубинный смысл и происхождение.

Есть в русском языке глагол «атаманить». Этот глагол применяется в смысле» руководить или командовать. Вероятно каждому понятно его появление. Атаман являлся в казачьих областях военно-административным руководителем. Атаманы были хуторские, станичные, окружные. По их названию можно было определить, чем они руководили. Если начиналась война, или войско отправлялось в поход, назначался походный атаман. Существовала еще одна атаманская должность которая назначалась царем. Этот атаман назывался наказным. На сегодняшний день, в связи с возрождением казачества, опять стали избираться атаманы в станицах и хуторах.

А чего стоит выражение «сбить», обозначающее «собрать». Например, «сбить» войсковой округ – значит «собрать» войсковой округ. Выражение «вывести на круг», обозначающее «поставить перед судом».

Возникли и такие выражения, как «сиденка» - дежурство казаков в станичном правлении. «Сиделец» - дежурный по станичному управлению. «Односум» или «полчан» - бывшие сослуживцы по полку или по армии.

Из-за появления новых смысловых нагрузок, связанных с казачьим бытом и деятельностью, появились и лексемы, например: жалмерка, полчанка, односумка. Эти выражения касались одиноких женщин-жен полчана или односума, например.

Очень много слов казачьего использования перешли в профессиональный военный язык. Выражение «добыть языка» известно даже маленьким детям. Имеется множество других слов и выражений, например: скрасть караул, стоять на слуху. Причиной именно таких выражений являлось то, что казаки являлись профессиональными военными, что и наложило свой отпечаток на язык донского населения.

Очень много слов перешло в мирное использование, и превратилось в слова для обычного общения и потеряли свою военную нагрузку. Например, следующие выражения: «наряженный казак», «идти в отступ», «брать на приступ», «идти в наступ», многие другие. Согласитесь, но брать на приступ можно и прилавок магазина, а «идти в отступ» может означать обыкновенную уступку в чем-либо и кому-либо. «Наряженным казаком» можно назвать не солдата в наряде, а человека, который получил ответственное поручение.

Очень много выражения в казачьем языке посвящается боевой лошади. Например: «конь – душа казака», «конь и воду возит и воеводу», «побереги коня один раз, так он тебя 10 раз». Многие выражения, также, перешли в повседневное общение и применяются в современной жизни. Например, «быть в стремени» - быть в хорошей форме. Или еще несколько примеров: «гулять конем» - чувствовать себя независимо и свободно; «бегать конем» - быть здоровым и чувствовать себя хорошо; я сегодня «не в седле» - чувствую себя неважно или плохо; «наехать конем» - не дать опомниться, наскочить неожиданно.

Очень много выражений, которые связаны со словом «стремя». Стремя, в прямом смысле этого слова, являлось неотъемлемым атрибутом жизни казака. Стремя, в своем смысловом значении сегодня, говорит о хорошей физической форме. Длительное время, которое казаку приходилось проводить в походах, требовала огромной выносливости и выдержки. Поскольку длительное походное время он находился на лошади и в стремени, выражение «в стремени» обозначает хорошую физическую форму, хорошее расположение духа, силу, выдержку, выносливость. Выражение «стремя в стремя» обозначает, что где-то рядом или недалеко.

Наложила походная жизнь свой отпечаток и на межличностные отношения. Например, о хороших и близких отношениях между людьми говорили – «сидёлка и подпруга».

Возникновение конфликтной ситуации обозначается выражением «натянуть поводья». Если желают ограничить свободу действий, то говорят «затянуть уздечку».

Знаменитое выражение «морда – конем не объедешь» - обозначает толстого и упитанного человека.

Выражение «выпить стремянную» обозначало для казака проводы на службу. Этим обозначалась будущая счастливая служба казака. Сегодня, это выражение обозначает разлуку или отъезд по делам, куда-либо. Может оно обозначать и проводы молодых к брачному ложу.

Оценка характеристик лошади выразилось в выражениях: «идти с придавом» - вышагивать четко, словно конь, выбрасывая ноги вперед; «водить за ноздри» - заставлять подчиниться; «въесться в холку» - порядком надоесть; «подпрячься на пристяжку» - примкнуть к какой-либо компании и многие другие выражения, связанные с лошадью.

Если внимательно рассматривать военный аспект жизни казака, ценности его тогдашнего бытия, можно заметить, что многие из них перекочевали в нынешнее время, что говорит о их былой значимости в жизни казака.
Admin
Admin
Admin
Сообщения : 309
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 65
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
https://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

История Казачества. Быт. Традиции.  Empty Re: История Казачества. Быт. Традиции.

Вт Фев 06, 2018 6:28 pm
Приветствия донских казаков
     Казаки не говорили, как сейчас, просто "здравствуйте". Приветствие звучало в нескольких вариантах. После обеда, ближе к вечеру казаки говорили "Здорово дневали!", утром, до обеда - "Здорово ночевали!", а "Здорово живете!" - в любое время.
     При этом и обращения друг к другу, и окружающим людям у казаков всегда были и сейчас остаются особенными. Казак к незнакомой женщине-казачке (старшей по возрасту) обращался "мамаша", к равной - "сестра", а к младшей - "дочка" или "внучка". К жене (если оба супруга пожилые) казак обращается "мать" или называет её по имени-отчеству. Приветствуя друг друга, казаки слегка приподнимают головной убор и после рукопожатия справляются о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланяются мужчине в ответ на его приветствие, а между собой обнимаются с поцелуем и беседой.

     У казаков жена обращалась к мужу, только по имени и отчеству. Этим отдавалась дань уважения его родителям. Муж обращался к своей супруге таким же образом. Свекор и свекровь, тёща и тесть являлись для супругов богоданными родителями.
     Казачка, обращаясь к незнакомому казаку, называла его «мужчина». «Мужик», считалось оскорбительным словом.
     В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел.  

Казачки, на приветствие мужчины, отвечали легким поклоном. Между собой у казачек принято было обниматься, с поцелуем и беседовать.
    При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимаются и прикладываются щеками. Целованием приветствовали друг друга на Пасху, причем целовались между собой или только мужчины или только женщины.
     При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье — «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько булы казаки!». Казаки отвечали — «Слава Богу». В строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин…!».

     При исполнении Гимна Войска Донского или России  казаки были обязаны снимать головные уборы, что требовалось уставом.
     Среди казачат, да и среди взрослых, было принято здороваться, приветствовать даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя "дядя", "тетя", "тетка", "дядька". К пожилому казаку или казачке обращались "батя", "батько", "диду", "баба", "бабуня", "бабушка".
     При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.
     Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: "Прости ради Бога", "Прости Христа ради". Благодарили, тоже поминая господа: "Храни тебя Господь", "Спаси Христос". На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».
История Казачества. Быт. Традиции.  3a30b1eeИстория Казачества. Быт. Традиции.  35a2ee54
Admin
Admin
Admin
Сообщения : 309
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 65
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
https://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

История Казачества. Быт. Традиции.  Empty Re: История Казачества. Быт. Традиции.

Вт Фев 06, 2018 6:39 pm
Выдержки из заветов атамана Игната Некрасова :
(Разработан свод законов, основанных на казачьих национальных традициях. После смерти Игната этот свод стал называться «Заветами Игната Некрасова» и по этим заветам люди прожили вдали от Родины – 245 лет!
Данные законы написаны кровью. И это не громкие слова, казаки-некрасовцы, благодаря этим заветам смогли не только сохранить идентичность своего народа, но и сохранить себя вовсе в чужеродной среде.

1. Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться.
2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены.
3. Высшая власть – казачий круг. Участие с 18 лет.
4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются.
5. Атаман избирается на год. Если провинился – смещается раньше срока.
6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все.
7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из неё каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идёт в кош.
8. Кош делится на три части: 1-я часть – войско, вооружение. 2-я часть – школа церковь. 3-я – помощь вдовам, сиротам, старикам и др. нуждающимся.
9. Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть.
10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его, а мужа круг наказывает.
11. Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит.
12. За разбой, грабёж, убийство – по решению круга – смерть.
13. За разбой , грабёж, убийство на войне – по решению круга – смерть.
14. Шинков, кабаков – в станице не держать.
15. Казакам в солдаты дороги нет.
16. Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по-старому.
17. Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает.
18. В пост песен мирских не петь. Можно лишь старинные.
19. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучится не может.
20. Сиротам и престарелым помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться.
21. Личную помощь хранить втайне.
22. В станице не должно быть нищих.
23. Все казаки держатся истинно – православной старой веры.
24. За убийство казаком казака убийцу живым закапывают в землю.
25. Торговлей в станице не заниматься.
26. Кто торгует на стороне – 1/20 прибыли в кош.
27. Молодые почитают старших.
28. Казак должен ходить на круг после 18 лет. Если не ходит – берут штраф два раза, на третий – секут. Штраф устанавливает атаман и старшина.
29. Атамана избирать после Красной горки на год. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником или походным атаманом после 40 лет. Войсковым атаманом – только после 50 лет.
30. За измену мужа ему бьют 100 плетей
31. За измену жены – закапывать её по шею в землю.
32. За кражу бьют до смерти.
33. За кражу войскового добра – секут и горячий котёл на голову
34. Если спутался с турками – смерть.
35. Если сын или дочь подняли руку на родителей – смерть. За обиду старшему – плети. Младший брат на старшего руки не подъемлет, круг плетьми накажет.
36. За измену войску, богохульство – смерть.
37. На войне в русских не стрелять. Против крови не ходить.
38. Стоять за малых людей.
39. С Дона выдачи нет.
40. Кто не исполняет заветов Игната, тот погибнет.
41. Если в войске не все в шапках, то идти в поход нельзя.
42. За нарушением атаманом заветов Игната – наказать и отстранить от атаманства. Если после наказания атаман не благодарит Круг «за науку» – высечь его повторно и объявить бунтовщиком.
43. Атаманство может длиться лишь три срока – власть портит человека.
44. Не держать тюрем.
45. Не выставлять в поход заместителя, а тех, кто это делает за деньги, – казнить смертью как труса и предателя.
46. Виновность за любое преступление устанавливает Круг.
47. Священника, не исполняющего волю Круга, – изгнать, а то и убить как бунтовщика или еретика.


1708 год. Булавинское восстание заливает весь Юг России от Дона до Волги. Стараясь удержать стратегическую инициативу, Булавин отправляет на Волгу крупный отряд повстанцев во главе с атаманами Некрасовым и Павловым. Отряды Некрасова и Павлова захватили Дмитриевск (ныне г. Камышин), 26 мая осадили Саратов, но, не сумев овладеть им, двинулись к Царицыну и обложили город.Казаки некрасовцы, заветы Игната некрасова, правилаУзнав, что на помощь осаждённому гарнизону следует полк Бернера, повстанцы встретили его на лодках и разбили в 5 км от города. Вернувшись к Царицыну, они засыпали крепостной ров, подожгли укрепления и 7 июня штурмом взяли город. Все представители ненавистной вольным людям «вертикали власти» – были обезглавлены, а в городе установлено казачье самоуправление.
Тем временем в результате деятельности имперской агентуры и заговора погибает руководитель восстания – Кондратий Булавин, а на Дон врываются царские каратели. Начинается свирепая расправа над восставшими. С конца июля и до декабря 1708 г. по указу Петра I карательная армия В. Долгорукого сожгла и разорила казачьи городки по Дону сверху до станицы Донецкой, по Хопру, Медведице, С. Донцу, Калитвам, Деркулу.
Большинство жителей этих городков казнили, частично выслали в Сибирь.
Одних только убитых в боях, по сведению В. Долгорукова, насчитывалось 29 400 человек, 7000 человек было казнено, и трупы их на виселицах-плотах пущены вниз по Дону на страх живым.
Всего, по неточным подсчётам, было убито около 40 тысяч человек. В это время Некрасов с соратником Павловым идёт на Пензу.
Узнав о гибели Булавина в результате измены, шлёт грозное письмо казачьим старшинам «есть ли вы не изволите оповестить, за какую ево вину убили и его стариков не освободите, и если не будут отпущены, то мы всеми реками и собранным войском будем немедленно совокупясь к вам итти в Черкасск ради оговорки и публичного розыску» .
Развернув армию, Игнат ринулся обратно на Дон – кишащий карателями и изменниками. Под его знамя стали стекаться крепостные крестьяне, работные люди воронежских верфей, канала Волга – Дон, запорожские казаки. К нему примкнули отряды атаманов Павлова, Беспалого, Чернеца, Колычева, Лоскута, Ворыча и других.
Некрасов, находясь в станице Голубинской, ждал прихода Н. Голого с отрядами повстанцев.
Чтобы не допустить соединения отрядов Голого и Некрасова, В. Долгорукий и Шидловский со своими полками напали на станицу Есауловскую, а Хованский – на городок Паншин. В ожесточенном бою Некрасов потерпел поражение. Чтобы спасти участников движения от поголовного уничтожения, он с помощью обманных манёвров уводит остатки булавинцев (в сентябре 1708 г.) за Кубань. Правительство считало восстание на Дону подавленным. Однако это было только началом многолетней кровавой эпопеи.
Численность ушедших вместе со своим лидером восставших и членов их семей до сих пор является предметом яростных споров среди историков. Официальные источники царского правительства сообщали о 500-600 семействах ушедших вслед за «вором», сами восставшие говорили о более чем 40000 человек ушедших от карателей за кордон
Оказавшись на чужбине, Игнат Фёдорович вместе со своими соратниками проявил себя как уникальный организатор и умный дипломат. Перед переселенцами стояло две важнейших проблемы: как жить дальше и как поладить с тогдашними хозяевами Кубани – крымским ханом и черкесскими князьями. Обе эти задачи были блестяще разрешены.Надо отдать должное противникам некрасовцев, сознававшим, что те всегда будут представлять собой потенциальную угрозу, причем не численностью, а своими поступками и примером процветания, в независимой общине , что делает само их существование опасным для подражания.
Сам Игнат Фёдорович погиб осенью 1737 года в возрасте 77 лет в случайной стычке с солдатами заградотяда (по другой версии был убит царским агентом во время переговоров).
Спустя 4 года помня заветы атамана о невозможности сотрудничества с «царской, бесовской властью» подавляющее большинство казаков переселилось на Дунай и Малую Азию, образовав две независимых ветви «некрасовцев» – дунайскую и майносскую (по имени озера Мейнос). Отмечали у казаков аккуратные, богатые и красивые дома, наличие поголовной грамотности и собственных школ. В поселениях запрещалось производство и продажа хмельных напитков, запрещалось их употребление; за непочтительное отношение к старшим полагалась порка; оскорбление родителей и непослушание ими наказывалось батогами.

История Казачества. Быт. Традиции.  Image?id=859841193719&t=3&plc=WEB&tkn=*G_4WX9LZtkk5dBv2ube-EvwaxDo
Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения