Казачий Миръ

Join the forum, it's quick and easy

Казачий Миръ
Казачий Миръ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Календарь

Самые активные пользователи за неделю
Нет пользователей

Перейти вниз
Admin
Admin
Admin
Сообщения : 309
Репутация : 1
Дата регистрации : 2018-02-06
Возраст : 65
Откуда : Рязанская обл. г. Скопин
https://sites.google.com/site/skopinnarodplus/

Культурные Казачьи порядки, обычаи, традиции Empty Культурные Казачьи порядки, обычаи, традиции

Ср Мар 14, 2018 12:53 pm
Культурные Казачьи порядки, обычаи, традиции

Приветствие казаков

В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.

При подходе к группе стоящих и сидящих казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье: «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько булы, казаки!». Казаки отвечали: «Слава Богу». В строю, на смотрах, парадах, полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинскому Уставу: «Здравия желаю, господин...!».

При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.

Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, к знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку (казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя. При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, то же делали и при выходе.

Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Простите меня, пожалуйста», «Прости ради Бога», «Прости, Христа ради». Благодарили за что-либо: «Спасибо!», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».

Казачьи традиции

Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях. Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему).
Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, казак должен был предложить еду или питье рядом стоящему (сидящему). За грех считали отказать в просьбе просящему и в подаянии – нищему (считалось – лучше всю жизнь давать, чем просить).
К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит добру.
Казаки почитали за правило обходиться тем, что есть, а не стремиться получить любой ценой то, чего бы хотелось; главное – не быть в долгу!
Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.
Пьяниц, как и в любом народе, не переносили на дух и презирали. Умершего от алкогольного перепоя хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на могиле вбивали осиновый кол.
Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом.
Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия.
Бытовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле».
Детям до совершеннолетия не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. Им не просто запрещалось сидеть за столом, но даже находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.
В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина.
Долго существовал обычай умыкания невесты в случае несогласия родителей невесты на выдачу за неугодного им жениха.
Умыкание, как правило, было по предварительному сговору молодых.
За опорочение девицы, если урегулирование конфликта не заканчивалось созданием семьи (свадьбы), виновника ожидала месть родных, двоюродных и троюродных братьев опороченной (нередко приводящая к кровопролитию).

Казак и оружие

Казак, берущий шашку по прихоти, не достоин носить оружие.
Шашка без нужды не снимается со стены и не вынимается из ножен.
В Церкви в момент слушания Евангелия шашка обнажается наполовину.
Не обладающий полноправием шашку носить не смеет.
Шашка – символ всей полноты прав у казака.
С потерей силы старик меняет шашку на посох.
При отсутствии наследника шашка ломается пополам и укладывается в гроб.
Шашку и шапку казак теряет только с головой.
По решению Круга казак может быть лишен права ношения оружия.
Шашку без нужды не вынимай, без чести не вкладывай.
Оружие казака – «ясная зброя» – береглась как зеница ока. На войне казак отличается изобретательностью и исключительной маневренностью. Главная военная хитрость казака – беспримерная отвага и вера в победу.

Оружие снималось:

при приобщении святых тайн, поклонении Святой Плащанице при входе в алтарь, исповеди;
при брачной церемонии (женихом и шаферами);
на балах во время танцев;
при письменных занятиях в управлениях и заведениях;
при входе в клубы и дворянские собрания, если об этом упоминается в их уставах.

У линейных (кавказских) казаков и кубанцев считалось за позор, в прошлом, конечно, покупать кинжал. Кинжал, по обычаю, или передается по наследству, или в качестве подарка, или, как ни странно, крадется, или добывается в бою. Была поговорка, что кинжалы покупают только армяне (которые скупали их для перепродажи).

Казак и конь

Не принято было у яицких казаков иметь боевого (строевого) коня-кобылицу. У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. Они же его и встречали, расседлывали коня, а при необходимости следили, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к воде и корму.

У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.

Перед отъездом казака на войну, когда конь уже был под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Это же повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.

При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие.
Культурные Казачьи порядки, обычаи, традиции OwCL6t6SSXk

https://yandex.ru/search/?text=казаки народ&clid=..
Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения